Участники рынка: Суть земельной реформы в том, для того, чтобы заменить агрохолдинги мелкими фермерами с участком в 100 га

Земельная реформа в нынешнем своем варианте направлена на сдерживание развития больших агрохолдингов и стимулирование фермерства в Украине. И все-таки эффективность работы мелких производителей по традиции ниже, чем в крупнотоварном производстве Участники рынка: Суть земельной реформы в том, для того, чтобы заменить агрохолдинги мелкими фермерами с участком в 100 га - Рынки | Дело

Закон о рынке земли, который парламент принял в повторном первом чтении, направлен на декорпроратизацию села. Такое мнение высказали участники рынка – представители больших агрохолдингов. «Из законопроекта о рынке земли следует, что государство стремится  разбить крупные компании на намного более мелкие и создать преуспевающий институт фермерства, который есть в Европе, и которого нет в Украине, — говорит генеральный  директор группы «Агротрейд» Всеволод Кожемяко.

На уменьшение «размера» среднего игрока на аграрном рынке направлены общепризнанных мерок проекта закона, ограничивающие количество земли, которой может быть владеть либо арендовать один субъект рынка. Так, максимальный размер земли, которая может быть находиться в собственности 1-го человека, уменьшен с 2,1 тыс. га до 100 га, а еще введены  ограничения по максимальной площади аренды на уровне 6 тыс. га на район, но не намного более 5 процентов земель в сфере.

«Идея разбить сельское хозяйство на мелкие  фермерские хозяйства  выглядит абсурдно, — говорит Юрий Гордийчук, глава компании «Валары». — Прийти к фермерскому хозяйству, вполне вероятно, и разумная цель сама собой, однако у нас огромная страна, огромные площади, одна Черкасская область по размеру, как Бельгия. В следствии этого нам вовсе не обязательно делать кальку с Европы».

При данном событии он выделил, что зачастую сами владельцы земли не пытаются на ней работать. С ним солидарен и Всеволод Кожемяко: «Я не думаю, что мы увидим большое количество желающих работать на этих 100 гектарах. Для того, чтобы люди рвались в фермеры – такого нет».

В украинских реалиях мелкие игроки зачастую неконкурентоспособны и в первую очередь не менее эффективны сравнивая с крупными компаниями. Вдобавок, не очень большие компании проигрывают агрохолдингам насколько возможно привлечения финансирования. «Капитальные затраты в один гектар составляют минимум 1000 американских долларов — это в случае если по скромному.  Значит, на 100 гектар надо 100 тыс. американских долларов. Где фермер будет брать эти наличные средства? Я не знаю коммерческих банков, которые в таких количествах готовы давать кредиты, а у государства   таких наличных средств нет в данный момент, и не предвидится, что они будут замечены в ближайшее время», — отмечает Всеволод Кожемяко.

В Европе, где развит институт фермерства, и на который, по-видимому, ориентируются парламентарии, государство выделяет очень большие средства агросектору в качестве безвозвратной помощи.  «Наши нардепы слетали во Францию, посмотрели на французские поля  и французских фермеров, и приняли решение, что
одинаково вполне можно сделать в Украине  — без наличных средств и без традиций. Но это ошибка, мы ни разу не сделаем из Украины Францию», — не сомневается президент  Украинского клуба аграрного бизнеса Алекс Лисситса. Как он считает, Украине следует взять за образец бразильскую, аргентинскую, в определенной части — и российскую модель сельского хозяйства, где превалируют крупные игроки и где ограничена поддержка сектора со стороны государства. «В Европе только лишь прямые дотации —  54 млрд евро, а также 50 млрд евро идет на поддержку сельских территорий. В случае если руководство желает строить сельское хозяйство  по европейскому образцу, в первую очередь необходимо подумать, откуда взять наличные средства на это», — подчеркнул эксперт.

Добавить комментарий