Статьи

Руководство не будет снижать налоги, для того, чтобы удержать увеличение цен на бензин — мнение

В начале марта украинских автомобилистов ждет холодный душ в качестве значительного повышения цен на горючее. Руководство может быть удержать увеличение тарифов, уменьшая налоговую нагрузку на нефтепродукты, и все-таки делать этого не будет, считают опрошенные «Делом» эксперты Руководство не будет снижать налоги, для того, чтобы удержать увеличение цен на бензин — мнение - Рынки | Дело

С приходом весны Украину ожидает значительное повышение цен на бензин и дизтопливо. По заявлениям специалистов, в начале марта дизель может быть вплотную приблизиться к цене в 11 грн. за литр, а девяностопятый бензин — ,кто бы мог подумать, преодолеть отметку в 11,5 грн. за литр. Но это, наверное, самый пессимистический сценарий. Нет никаких сомнений в том, что еще одна психологическая планка цены топлива в 11 гривен будет преодолена, уверен едва ли не никто. Спорят лишь только о временных рамках: произойдет это в начале марта или все-таки немного позднее — в начале апреля.

По словам директора Консалтинговой компании «А-95» Сергея Куюна, увеличение тарифов топлива для начала спровоцировала нефть, которая за два заключительных месяца выросла в цене едва ли не на 15 процентов. В стоимости топлива доля нефти составляет 50-55%. В следствии этого при таком повышении цены нефти стоимость бензина должна подняться где-то на 7 процентов (в денежном выражении на 70 копеек за литр).

Свою роль сыграло и повышение акцизных сборов на бензин и дизтопливо, которые с новогодних праздников выросли на 9 процентов (из расчета на конечные цены на 16 и 4 копейки за литр в соответствии с этим).

«По причине слабой зимней реализации топлива мы этого тем временем не заметили, но по мере поступления ранее не известных партий повышенные налоги помимо прочего будут включены в стоимость нефтепродуктов», — говорит Куюн.

Остановка Лисичанского НПЗ

Еще одной причиной мартовского роста цен на нефтепродукты аналитик UPECO Александр Сиренко называет остановку Лисичанского НПЗ.

«По причине остановки Лисичанского НПЗ в восточных регионах Украины может быть возникнуть дефицит топлива. Я не отметаю спекулятивную составляющую, которая в большинстве случаев имеет место быть при дефиците ресурса. Операторы стремятся отыскать ресурс на внешних рынках, например ведутся переговоры с поставщиками румынских, белорусских и литовских нефтепродуктов. И все-таки затраты на логистику этих поставок так или иначе несоизмеримы с прежними маршрутами перевозок топлива с ЛИНИКа», — отмечает Сиренко.

Другие же эксперты уверены, что остановка Лисичанского НПЗ не повлияет на стоимость топлива и на обеспечение Восточного региона нефтепродуктами. «В действительности цены внутреннего производителя были все время выше, чем цены по импорту. В случае если понимать уровень и глубину переработки нефти на ЛИНИКе — в действительности продукцию из Беларуси возить дешевле», — объясняет президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук.

Куюн добавляет, что при нынешней глубине переработки нефти в
Украине и отсутствии необходимого объема собственного сырья нет огромный разницы, что импортировать — нефть или нефтепродукты. В случае если на нефтепродукты мы тратим в пределах $6 млрд. в год, то на нефть, необходимую для производства этого объема топлива, мы бы потратили в пределах $8,5 млрд. Другими словами при ввозе нефти из Украины вывозится значительно больше денежной единицы.

С другой стороны, по данной причине не следует отказываться от собственных НПЗ. Внутренняя нефтепереработка — это намного более устойчивый рынок, не подверженный резким колебаниям цен, огромные запасы топлива и тысячи рабочих мест.

«Вмести с этим при существующей системе обеспечения рынка мы застрахованы от различного рода форс-мажоров или демаршей, как, так, например, в истории с остановкой Лисичанского НПЗ. Рынок нефтепродуктов — прямая противоположность рынку газа, где мы находимся в зависимости от 1-го поставщика и вынуждены молиться на него. На топливном рынке никто не может быть диктовать условия, не только огромных игроков», — акцентирует внимание Куюн.

В основном участники рынка имеют схожесть во мнении, что в случае если нефть еще две недели продержится на высоких котировках ($120-125 за баррель) в начале марта розничная стоимость нефтепродуктов повысится на 40-50 копеек. Иначе АЗС будут терпеть расходования своих средств. Почти все операторы могут пожаловаться, что на протяжении февраля уже понесли расходования своих средств в размере 3-4%.

Правительственная реакция

Во промежуток времени заседания экспертно-аналитической группы по вопросам рынка нефтепродуктов министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко пришел к соглашению с участниками рынка про то, что до середины марта цена топлива вырастет максимум на 10 копеек. Но лишь на протяжении заключительных 2-х недель стоимость нефтепродуктов на ряде АЗС уже повышалась два раза. Например, цена А-95 на АЗС ОККО повысилась на 11 копеек 26 февраля, а также на 10 копеек — до 10,80 грн. за литр — 1 марта. В среднем в настоящее время девяностопятый бензин вполне можно приобрести по 10,65-10,70 грн. за литр. А дизтопливо вплотную приближается к 10 грн. за литр. Например на АЗС WOG и «Веста» дизель стоит 9,94-9,95 грн. за литр.

Заставить операторов АЗС держать цену государство не может быть. У правительства есть только лишь один инструмент, который может сдерживать увеличение тарифов нефтепродуктов — налоги. В настоящее время налоговый сбор на дизтопливо составляет 21%, на бензин — 32%.

Власти могут маневрировать в этих ставках, как было сделано в начале апреля минувшего года, когда благодаря льготному налогообложению, по заявлениям специалистов, посчастливилось избежать подорожания топлива на 50 копеек за литр. И все-таки эффективность этого инструмента вызывает сомнения. Учитывая мнение Косянчука, уменьшение налогового давления лишь только пока что решит проблему увеличения тарифов, но главное — уменьшит поступления в бюджет, а это пенсии, зарплаты, социальные программы. В год парламентских выборов руководство едва примет решение пойти на это.

Добавить комментарий